Творческие достижения учащихся

Нормативная база документов для работы с одаренными детьми

развернуть

Кодекс Республики Беларусь об Образовании Статья 109. Компетенция Министерства образования Республики Беларусь в сфере образования

Министерство образования Республики Беларусь в сфере образования:

обеспечивает реализацию государственной политики в сфере образования;

обеспечивает функционирование системы образования;

обеспечивает организацию и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования;

организует международное сотрудничество в сфере образования;

осуществляет управление системой образования;

осуществляет через свои структурные подразделения контроль за обеспечением качества образования;

осуществляет государственную кадровую политику в сфере образования;

осуществляет выдачу специальных разрешений (лицензий) на образовательную деятельность;

организует разработку образовательных стандартов, учебно-программной документации образовательных программ, программ воспитания и утверждает их;

организует разработку Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации», утверждает его, поддерживает в актуальном состоянии посредством внесения в него изменений и (или) дополнений либо пересмотра в установленном порядке и определяет порядок его ведения и применения;

осуществляет научно-методическое обеспечение образования;

организует подготовку и выпуск учебных изданий;

доводит до учреждений образования, организаций, заинтересованных в подготовке специалистов, рабочих, служащих, количество мест для получения образования на условиях целевой подготовки;

координирует деятельность государственных организаций в сфере образования;

формирует и ведет банки данных одаренной молодежи, о детях с особенностями психофизического развития, о документах об образовании;

устанавливает по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь порядок выявления детей с особенностями психофизического развития и создания банка данных о них;

разрабатывает отраслевую программу кадрового обеспечения, прогнозы потребностей отрасли в кадрах;

участвует в разработке проектов нормативных правовых актов, программы развития системы образования, программ развития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых;

утверждает положения об организациях, структурных подразделениях местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих координацию производственного, материально-технического и хозяйственного обеспечения учреждений образования;

осуществляет иные полномочия в сфере образования, определяемые настоящим Кодексом и иными актами законодательства. Подробнее: http://kodeksy-by.com/kodeks_ob_obrazovanii_rb/109.htm

Закон Республики Беларусь Об основах государственной молодежной политики

 

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения: государственная молодежная политика – система социальных, экономических, политических, организационных, правовых и иных мер, направленных на поддержку молодых граждан (далее, если иное не определено настоящим Законом, – молодежь) и осуществляемых государством в целях социального становления и развития молодежи, наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества; молодая семья – семья, в которой оба или один из супругов (родитель в неполной семье) находятся в возрасте до тридцати одного года; молодые граждане – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, в возрасте от четырнадцати до тридцати одного года.

Статья 2. Законодательство о государственной молодежной политике

Законодательство о государственной молодежной политике основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Цели государственной молодежной политики

Целями государственной молодежной политики являются: всестороннее воспитание молодежи, содействие ее духовному, нравственному и физическому развитию; создание условий для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии общества; социальная, материальная, правовая и иная поддержка молодежи; расширение возможностей молодежи в выборе жизненного пути.

Статья 4. Принципы государственной молодежной политики

Государственная молодежная политика основывается на принципах: защиты прав и законных интересов молодежи; сочетания государственных, общественных интересов, прав и свобод личности в формировании и реализации государственной молодежной политики; обеспечения молодежи правовых и социально-экономических гарантий, компенсирующих обусловленные возрастом ограничения ее социального статуса; научной обоснованности и комплексности; гласности; привлечения молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации государственной молодежной политики; приоритета конкурсных механизмов при реализации программ в сфере государственной молодежной политики.

Статья 5. Субъекты государственной молодежной политики

Субъектами государственной молодежной политики являются: молодежь; молодые семьи; молодежные общественные объединения; государственные органы и иные организации, участвующие в пределах своей компетенции в реализации государственной молодежной политики.

Статья 6. Республиканские и региональные программы в сфере государственной молодежной политики

В целях совершенствования правовых, социально-экономических и организационных условий и гарантий государственной молодежной политики, обеспечения ее комплексности и согласованности с иными направлениями государственной политики разрабатываются республиканские программы в сфере государственной молодежной политики, которые утверждаются Президентом Республики Беларусь. Региональные программы в сфере государственной молодежной политики разрабатываются местными исполнительными и распорядительными органами и утверждаются соответствующими местными Советами депутатов. Разработка и утверждение республиканских и региональных программ в сфере государственной молодежной политики осуществляются с учетом мнения молодежных общественных объединений и молодежи. ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Статья 7. Осуществление государственного регулирования и управления в сфере государственной молодежной политики

Государственное регулирование и управление в сфере государственной молодежной политики осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, республиканский орган государственного управления, ответственный за осуществление государственной молодежной политики, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Статья 8. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере государственной молодежной политики

Президент Республики Беларусь в сфере государственной молодежной политики: определяет единую государственную молодежную политику; определяет республиканский орган государственного управления, ответственный за осуществление государственной молодежной политики; утверждает республиканские программы; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь и законами.

Статья 9. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере государственной молодежной политики

Совет Министров Республики Беларусь в сфере государственной молодежной политики: осуществляет меры по формированию и реализации государственной молодежной политики; рассматривает ежегодный доклад республиканского органа государственного управления, ответственного за осуществление государственной молодежной политики, о положении молодежи в Республике Беларусь; осуществляет контроль за выполнением республиканских программ; осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами и решениями Президента Республики Беларусь.

Статья 10. Полномочия республиканского органа государственного управления, ответственного за осуществление государственной молодежной политики

Республиканский орган государственного управления, ответственный за осуществление государственной молодежной политики: проводит государственную молодежную политику; осуществляет регулирование и управление в сфере государственной молодежной политики; координирует деятельность государственных органов и иных организаций по вопросам реализации государственной молодежной политики; разрабатывает республиканские программы в сфере государственной молодежной политики; определяет порядок формирования и осуществляет ведение республиканского реестра молодежных общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой; готовит ежегодный доклад о положении молодежи в Республике Беларусь; осуществляет информационное и методическое обеспечение деятельности по реализации государственной молодежной политики; утверждает положения о многопрофильных центрах по работе с молодежью по месту жительства (месту пребывания); осуществляет государственный контроль в сфере государственной молодежной политики; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством. Республиканский орган государственного управления, ответственный за осуществление государственной молодежной политики, реализует свои полномочия также через создаваемые в структуре местных исполнительных и распорядительных органов структурные подразделения по делам молодежи.

Статья 11. Полномочия местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в сфере государственной молодежной политики

Местные Советы депутатов в сфере государственной молодежной политики в пределах своей компетенции: утверждают региональные программы; осуществляют государственный контроль; осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством. Местные исполнительные и распорядительные органы в сфере государственной молодежной политики в пределах своей компетенции: проводят государственную молодежную политику; разрабатывают региональные программы и вносят их на утверждение соответствующих местных Советов депутатов; определяют порядок формирования и осуществляют ведение местных реестров молодежных общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой; осуществляют информационное обеспечение деятельности по реализации государственной молодежной политики; осуществляют государственный контроль; организуют работу с молодежью по месту жительства (месту пребывания); осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством. ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Статья 12. Направления государственной молодежной политики

Основными направлениями государственной молодежной политики являются: гражданское и патриотическое воспитание молодежи; содействие формированию здорового образа жизни молодежи; государственная поддержка молодых семей; содействие реализации права молодежи на труд; государственная поддержка молодежи в получении образования; государственная поддержка талантливой и одаренной молодежи; содействие реализации права молодежи на объединение; содействие развитию и реализации молодежных общественно значимых инициатив; международное молодежное сотрудничество. Государственная молодежная политика может осуществляться и по другим направлениям.

Статья 13. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи

В целях формирования у молодежи патриотизма, национального самосознания, правовой и политической культуры, развития осознанного, ответственного и активного стремления к участию в общественной жизни страны государство разрабатывает систему мер по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи направлено на усвоение молодежью общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных и духовных традиций белорусского народа и идеологии белорусского государства, формирование готовности к исполнению гражданского долга. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи осуществляется путем: поддержки создания и функционирования молодежных общественных объединений с соответствующими целями деятельности; проведения республиканских (региональных) фестивалей молодежных общественных объединений по гражданской и патриотической тематике; организации «круглых столов», семинаров по вопросам гражданского и патриотического воспитания молодежи; организации спортивно-патриотических лагерей; создания при воинских частях нештатных центров патриотического воспитания молодежи; поддержки деятельности оперативных молодежных отрядов, молодежных добровольных дружин и иных форм правоохранительного движения среди молодежи; организации взаимодействия с ветеранскими организациями; выпуска учебно-исторической, методической и художественной литературы, показа художественных, документальных фильмов и театральных постановок по гражданской и патриотической тематике; проведения иных мероприятий, направленных на создание условий для гражданского и патриотического воспитания молодежи.

Статья 14. Содействие формированию здорового образа жизни молодежи

Государство обеспечивает необходимые условия для формирования здорового образа жизни молодежи. Содействие формированию здорового образа жизни молодежи осуществляется путем: организации физкультурно-оздоровительной работы с молодежью, привлечения молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом; создания условий для обеспечения доступности занятий физической культурой и спортом; проведения совместно с организациями физической культуры и спорта массовых спортивных мероприятий; создания с участием молодежных общественных объединений и иных организаций физкультурно-оздоровительных и спортивных центров (комбинатов, комплексов); строительства физкультурно-спортивных сооружений; организации оздоровления и санаторно-курортного лечения в соответствии с законодательством; пропаганды здорового образа жизни; запрета реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива и табачных изделий несовершеннолетним; организации и проведения иных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни молодежи. Государственные организации здравоохранения осуществляют оказание необходимой медицинской помощи молодежи, в том числе проводят в порядке, установленном законодательством, ежегодную диспансеризацию несовершеннолетних, учащихся и студентов.

Статья 15. Государственная поддержка молодых семей

Государство принимает меры по созданию надлежащих условий для укрепления института семьи, стимулирования молодежи к созданию семьи с несколькими детьми и обоими родителями, состоящими в первом браке, сочетания родителями трудовой деятельности и исполнения семейных обязанностей, улучшению жилищных условий молодых семей. Государство содействует функционированию системы социального обслуживания семьи и консультационной помощи, включая осуществление мер по созданию системы подготовки молодежи к браку и семейной жизни, издание книг и пособий, организацию программ телевизионными и радиовещательными средствами массовой информации, а также публикаций печатными средствами массовой информации по проблемам семейного воспитания и семейных отношений. В Республике Беларусь устанавливается система государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Молодым семьям в установленном законодательством порядке предоставляются льготные кредиты и одноразовые субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, иная финансовая поддержка государства.

Статья 16. Содействие реализации права молодежи на труд

Государство реализует систему мер, направленных на содействие в профессиональной ориентации и трудоустройстве молодежи, в том числе по экономической, организационной, правовой поддержке предпринимательской деятельности молодежи. Молодежь по достижении шестнадцати лет, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Республики Беларусь, имеет право на самостоятельную трудовую деятельность. Государство обеспечивает молодежи предоставление первого рабочего места и иные гарантии в области содействия занятости в соответствии с законодательством о труде. В целях защиты трудовых и социально-экономических прав молодежи в коллективные договоры могут включаться положения о предоставлении молодежи дополнительных гарантий в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и других трудовых и социально-экономических условий в соответствии с законодательством о труде. В Республике Беларусь действует система информирования молодежи, в том числе безработной, о профессиях (специальностях), востребованных на рынке труда, возможностях получения образования по ним, трудоустройства и временной трудовой занятости, а также осуществляется профессиональная подготовка безработной молодежи по востребованным на рынке труда профессиям. Для приобщения молодежи к общественно полезному труду и получения ею трудовых навыков организуется временная трудовая занятость молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время. Порядок организации и финансирования временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время определяется Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом.

Статья 17. Государственная поддержка молодежи в получении образования

В Республике Беларусь гарантируются доступность и бесплатность основного, дополнительного и специального образования в случаях, порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами. Государство оказывает поддержку молодежи в получении образования, создает и обеспечивает для этого необходимые условия, в том числе путем: финансирования из средств республиканского и (или) местных бюджетов функционирования государственных учреждений образования; создания условий для получения образования с учетом национальных традиций, индивидуальных потребностей, способностей и запросов молодежи; предоставления возможности выбора учреждений образования, форм получения образования, специальностей, уровня изучения учебных предметов, учебных дисциплин, образовательных областей, тем; создания специальных условий для получения образования молодыми гражданами с особенностями психофизического развития; установления мер социальной защиты, включая стипендиальное обеспечение, предоставление отпусков, обеспечение местом для проживания, возмещение расходов по найму жилья в случае необеспечения местом в общежитии; содействия в предоставлении на льготных условиях кредитов для получения высшего образования на платной основе в установленном законодательством порядке. Дополнительную поддержку при получении образования государство оказывает молодым гражданам из многодетных семей, из числа инвалидов, проживающим в населенных пунктах, расположенных в сельской местности, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодежи, достигшей особых успехов в учебе, культуре, искусстве, спорте и общественной работе. В целях обмена опытом, участия в международных образовательных мероприятиях, а также для повышения образования молодежь может направляться на обучение за пределы Республики Беларусь. Порядок направления молодежи на обучение за пределы Республики Беларусь устанавливается законодательством. При получении образования отношения между молодежью и учреждениями образования, иными организациями системы образования, реализующими образовательные программы, строятся на принципах равенства и взаимного уважения прав и свобод.

Статья 18. Государственная поддержка талантливой и одаренной молодежи

В целях выявления, становления, развития, реализации и сохранения интеллектуального и творческого потенциала молодежи, обеспечения преемственности научных и культурных традиций Республики Беларусь государство реализует систему мер по поддержке талантливой и одаренной молодежи и созданию условий для ее плодотворной деятельности. В Республике Беларусь организуются мероприятия, в том числе олимпиады и конкурсы, направленные на выявление талантливой и одаренной молодежи, проводится постоянный мониторинг работы с такой молодежью, ведутся банки данных талантливой и одаренной молодежи. Ведение банка данных талантливой молодежи осуществляется Министерством культуры Республики Беларусь либо организацией, им уполномоченной. Ведение банка данных одаренной молодежи осуществляется Министерством образования Республики Беларусь либо организацией, им уполномоченной. Конкретные меры по государственной поддержке талантливой и одаренной молодежи, в том числе выплата установленных стипендий и видов премий, оказание материальной помощи, выделение грантов, а также порядок их применения определяются законодательством. В целях выявления молодежи, имеющей лидерские и организаторские качества, способной к управленческой деятельности в государственных органах и иных государственных организациях, создается перспективный кадровый резерв. Создание перспективного кадрового резерва и работа с ним проводятся республиканскими органами государственного управления и местными исполнительными и распорядительными органами.

Статья 19. Содействие реализации права молодежи на объединение

Молодежь имеет право в соответствии с законодательными актами создавать молодежные общественные объединения, деятельность которых направлена на удовлетворение и защиту ее гражданских, социальных, культурных и иных прав и законных интересов. Ни одно молодежное общественное объединение не вправе претендовать на монопольное выражение интересов и потребностей всей молодежи. Не допускаются прямое или косвенное принуждение молодежи к вступлению в молодежные общественные объединения, а также запрет на участие в их деятельности, в том числе основанные на использовании ее зависимого положения. Государство формирует систему правовых и экономических гарантий, которые обеспечивают всем молодежным общественным объединениям равные возможности для участия в общественной жизни Республики Беларусь. В целях создания необходимых условий для функционирования молодежных общественных объединений государство может оказывать молодежным общественным объединениям материальную и организационную поддержку. Государственные органы и иные организации вправе передавать в установленном законодательством порядке молодежным общественным объединениям здания и сооружения, иное имущество, необходимые для осуществления их деятельности.

Статья 20. Содействие развитию и реализации молодежных общественно значимых инициатив

Государство содействует развитию и реализации молодежных общественно значимых инициатив. В целях воспитания молодежи путем привлечения к общественно полезному труду, приобретения ею профессиональных и управленческих навыков государство способствует созданию студенческих отрядов – добровольных объединений лиц, обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, других категорий молодежи, изъявивших желание в свободное от учебы и основной работы время участвовать в производственной, творческой, социально значимой деятельности. Порядок формирования и деятельности студенческих отрядов устанавливается законодательством. В Республике Беларусь создаются условия для развития молодежного волонтерского движения – добровольной деятельности молодежи, осуществляемой на безвозмездной основе, направленной на развитие у молодежи чувства взаимопомощи, создание условий для реализации молодежных инициатив по поддержке различных социальных групп населения, приобщение молодежи к здоровому образу жизни, снижение рисков вовлечения молодежи в антиобщественное поведение, достижение иных социально значимых общественных целей. Государство содействует становлению и развитию волонтерского движения, в том числе посредством оказания поддержки молодежным общественным объединениям с соответствующими целями деятельности. Государство может оказывать содействие развитию и реализации иных общественно значимых молодежных инициатив.

Статья 21. Международное молодежное сотрудничество

Государство содействует международному молодежному сотрудничеству путем: заключения и реализации в установленном порядке международных договоров о молодежных международных обменах, включения молодежи в систему международных программ; оказания помощи организаторам и участникам международных молодежных обменов в получении информации, разработке документов и подборе партнеров в сфере международного молодежного сотрудничества; участия в организации иных мероприятий, способствующих развитию международного молодежного сотрудничества. Государство оказывает поддержку в организации и проведении международных молодежных визитов, способствующих развитию дружественных и деловых отношений между странами, обмену опытом в области молодежной политики, в сферах культуры, образования, науки, туризма, спорта и иных сферах. ГЛАВА 4 ФИНАНСИРОВАНИЕ И ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Статья 22. Финансирование мероприятий государственной молодежной политики

Финансирование мероприятий государственной молодежной политики осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством. Для финансирования мероприятий в сфере государственной молодежной политики могут создаваться специальные фонды, в том числе по поддержке талантливой и одаренной молодежи. Порядок формирования и расходования средств фондов, указанных в части второй настоящей статьи, устанавливается законодательством.

Статья 23. Информационное и научное обеспечение государственной молодежной политики

Республиканский орган государственного управления, ответственный за осуществление государственной молодежной политики, местные исполнительные и распорядительные органы принимают меры по полному и всестороннему информированию населения, в том числе молодежи, о проводимой государственной молодежной политике. В этих целях обеспечивается доступ населения к информации о мероприятиях, проводимых в сфере государственной молодежной политики, правах и обязанностях молодежи, а также об имеющихся возможностях для реализации прав в областях здравоохранения, образования, социальной защиты, трудоустройства, организации отдыха, физической культуры и спорта и иных областях. Государственные органы и иные государственные организации содействуют молодежным общественным объединениям в распространении информации о деятельности таких объединений. Государственные средства массовой информации освещают мероприятия в сфере государственной молодежной политики. В республиканских программах в сфере государственной молодежной политики должно предусматриваться проведение научных исследований по проблемам молодежи. Указанные исследования осуществляются на долгосрочной основе и являются одним из условий разработки мероприятий в сфере государственной молодежной политики. Координация проводимых научных исследований по проблемам молодежи осуществляется республиканским органом государственного управления, ответственным за осуществление государственной молодежной политики. Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы проводят анализ положения молодежи по направлениям своей деятельности и представляют статистические и аналитические данные по запросу республиканского органа государственного управления, ответственного за осуществление государственной молодежной политики. На основании результатов научных исследований и полученных статистических и аналитических данных республиканский орган государственного управления, ответственный за осуществление государственной молодежной политики, ежегодно до 15 июля года, следующего за отчетным, представляет в Совет Министров Республики Беларусь доклад о положении молодежи в Республике Беларусь. Данный доклад рассматривается Советом Министров Республики Беларусь в целях принятия соответствующих решений в сфере государственной молодежной политики.

Статья 24. Создание условий для работы с молодежью по месту жительства (месту пребывания) и месту работы

Для реализации государственной молодежной политики и обеспечения молодежи гарантий, предусмотренных законодательством, могут создаваться многопрофильные центры по работе с молодежью по месту жительства (месту пребывания), в том числе социальные службы для молодежи. Многопрофильные центры по работе с молодежью по месту жительства (месту пребывания) осуществляют: информирование молодежи о ее правах и обязанностях; консультирование молодежи по вопросам психологической, педагогической, медицинской и юридической помощи; социальную помощь молодым семьям; помощь в социальной адаптации молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; организацию культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с молодежью по месту жительства (месту пребывания); информирование молодежи о молодежных организациях и сферах их деятельности на соответствующей территории; иные функции по оказанию помощи и созданию условий для развития молодежи, предусмотренные законодательством. Деятельность многопрофильных центров по работе с молодежью по месту жительства (месту пребывания) осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым республиканским органом государственного управления, ответственным за осуществление государственной молодежной политики. В целях реализации государственной молодежной политики в государственных и иных организациях могут вводиться должности специалиста по работе с молодежью. Государство обеспечивает подготовку и повышение квалификации кадров для работы в сфере государственной молодежной политики.

Статья 25. Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики

Молодежь участвует в формировании и реализации государственной молодежной политики посредством общественно значимых инициатив, обращений в государственные органы и иные организации, взаимодействия молодежных общественных объединений с указанными органами и организациями, а также в иных формах. Для выявления и учета мнения молодежи, расширения ее участия в формировании и реализации государственной молодежной политики при государственных органах могут создаваться совещательные органы из числа молодежи. Вносимые молодежью, молодежными общественными объединениями, совещательными органами из числа молодежи в государственные органы и иные организации предложения о реализации государственной молодежной политики рассматриваются государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном законодательством. Если для рассмотрения указанных предложений необходимы расчеты финансовых средств, сбор документов и (или) сведений, разработка проектов документов, государственные органы и иные организации оказывают информационную помощь и проводят консультации с уполномоченными представителями молодежных общественных объединений и молодежи, внесших эти предложения. Государственные органы при необходимости привлекают молодежные общественные объединения с их согласия для консультаций и координации деятельности по формированию и реализации государственной молодежной политики. ГЛАВА 5 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26. Признание утратившими силу некоторых актов законодательства и структурного элемента закона

В связи с принятием настоящего Закона признать утратившими силу: Закон Республики Беларусь от 24 апреля 1992 года «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 19, ст. 304); Закон Республики Беларусь от 9 июля 1997 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1997 г., № 27, ст. 472); пункт 6 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336); Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 24 апреля 1992 года «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 19, ст. 305).

Статья 27. Меры по реализации настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок: совместно с Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь подготовить и внести в установленном порядке предложения по приведению законодательных актов в соответствие с настоящим Законом; привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом; обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом; принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.   Президент Республики Беларусь А.Лукашенко  

 

Постановление Совета Министров РБ. О Государственной программе

Зарегистрировано в НРПА РБ 10 января 2002 г. N 5/9734

В целях принятия комплексных мер по совершенствованию работы с одаренными детьми, учащейся и студенческой молодежью Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Одобрить прилагаемую Государственную программу "Одаренные дети" 
  2. Установить, что расходы по реализации мероприятий по совершенствованию работы с одаренными детьми, учащейся и студенческой молодежью Государственной программы "Одаренные дети" осуществляются в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете на финансирование науки, образования, культуры и искусства, кинематографии и средств массовой информации, а также за счет средств благотворительных фондов и гуманитарной помощи.

Рекомендовать облисполкомам и Минскому горисполкому предусматривать средства на реализацию указанной программы в бюджетах областей и г.Минска.

  1. Контроль за выполнением Государственной программы "Одаренные дети" возложить на Министерство образования.
  2. Министерству образования довести Государственную программу "Одаренные дети" до заинтересованных республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов.
  3. Республиканским органам государственного управления, областным и Минскому городскому исполкомам, другим организациям, являющимся исполнителями Государственной программы "Одаренные дети", обеспечить своевременное выполнение мероприятий по совершенствованию работы с одаренными детьми, учащейся и студенческой молодежью, предусмотренных настоящей Программой.

Премьер-министр Республики Беларусь Г.НОВИЦКИЙ

Источник: Белзакон.net – Кодексы и законы Республики Беларусь

Указ Президент РБ 425 13.09.2013 «О грантах Президента Республики Беларусь в науке, образовании, здравоохранении, культуре»

В целях финансовой поддержки деятельности, имеющей приоритетное значение для развития Республики Беларусь, в науке, образовании, здравоохранении, культуре:

  1. Установить, что руководителям и специалистам организаций, осуществляющих деятельность в науке, образовании, здравоохранении, культуре, внесшим значительный вклад в развитие соответствующей отрасли и участвующим в научных исследованиях, инновационных проектах, имеющих приоритетное значение для реализации государственных программ и важнейших направлений социально-экономического развития Республики Беларусь, ежегодно предоставляется до 30 грантов Президента Республики Беларусь в каждой из названных отраслей.

Грант Президента Республики Беларусь предоставляется ежемесячно в размере 25-кратной тарифной ставки первого разряда, установленной Советом Министров Республики Беларусь для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, и выплачивается в течение года со дня его предоставления.

  1. Утвердить прилагаемые:

Положение о порядке предоставления и выплаты грантов Президента Республики Беларусь в науке, образовании, здравоохранении, культуре;

состав Республиканской комиссии по рассмотрению кандидатур, выдвигаемых для предоставления грантов Президента Республики Беларусь в науке, образовании, здравоохранении, культуре.

  1. Признать утратившими силу:

Указ Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2004 г. № 571 «О совершенствовании стимулирования труда в сфере здравоохранения, науки, культуры и образования, внесении изменений и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Беларусь и их отдельных положений» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 188, 1/6033);

Указ Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 110 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2004 г. № 571» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 56, 1/8394);

подпункт 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 28 января 2010 г. № 56 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 29, 1/11361);

подпункт 1.10 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011 г. № 338 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 88, 1/12735);

пункт 19 приложения 4 к Указу Президента Республики Беларусь от 6 сентября 2011 г. № 398 «О социальной поддержке обучающихся» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 102, 1/12819);

подпункт 1.22 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 439 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам образования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 113, 1/12967);

пункт 3 приложения к Указу Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 312 «О некоторых вопросах налогообложения и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» ( 4. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации.

  1. Настоящий Указ вступает в силу после его официального опубликования.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

УТВЕРЖДЕНО

 Указ Президента

 Республики Беларусь.09.2013 № 425 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке предоставления и выплаты грантов Президента Республики Беларусь в науке, образовании, здравоохранении, культуре

 

  1. Настоящим Положением определяется порядок предоставления и выплаты грантов Президента Республики Беларусь в науке, образовании, здравоохранении, культуре (далее – гранты).
  2. Гранты являются стимулирующей выплатой и предоставляются руководителям и специалистам организаций, осуществляющих деятельность в науке, образовании, здравоохранении, культуре, внесшим значительный вклад в развитие соответствующей отрасли и участвующим в научных исследованиях, инновационных проектах, имеющих приоритетное значение для реализации государственных программ и важнейших направлений социально- экономического развития Республики Беларусь, сроком на один год:

2.1. в науке – на проведение исследований и реализацию проектов, связанных:

с открытием ранее неизвестных закономерностей, получением принципиально новых научных результатов, разработкой научных теорий и концепций;

с разработкой и внедрением в практику новых способов, устройств, веществ, штаммов микроорганизмов, культур клеток человека, растений и животных, их коренным усовершенствованием либо применением уже известных способов, устройств, веществ, штаммов микроорганизмов, культур клеток растений и животных по новому назначению в республике;

с созданием и внедрением объектов новой техники (способов, устройств, технологических процессов), материалов и наукоемких технологий, по большинству технических параметров соответствующих мировому уровню или превосходящих его, для применения в отраслях экономики и социальной сфере Республики Беларусь;

2.2. в образовании:

на выполнение экспериментальных проектов, фундаментальных или прикладных научных исследований в области образования, обеспечивающих обновление содержания, внедрение инновационных методов и технологий обучения и воспитания;

на разработку, апробацию и внедрение в практику новаторских педагогических технологий, методик обучения и воспитания, способствующих глубокому овладению обучающимися знаниями, умениями и навыками, а также выявлению и развитию способностей интеллектуально и творчески одаренных детей и молодежи, подготовку участников международных и республиканских олимпиад, конкурсов научных либо творческих работ, конкурсов профессионального мастерства в командных или индивидуальных состязаниях талантливой и одаренной молодежи;

на достижение новых результатов в научно-исследовательской, научно-технической, научно-педагогической, изобретательской или учебно-методической деятельности, получивших признание в Республике Беларусь и за рубежом или обеспечивающих значительный экономический или социальный эффект;

на разработку и внедрение новых образовательных стандартов, учебников или учебных пособий, утвержденных учебно-методических комплексов, в том числе и в электронном виде, соответствующих современному отечественному и (или) мировому уровню образования, науки и техники;

на подготовку и проведение мероприятий республиканского или международного уровня, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей и молодежи, их социализацию, гражданское и патриотическое воспитание;

2.3. в здравоохранении:

на разработку, апробацию и внедрение новых организационных форм работы, повышающих качество и доступность медицинской помощи и имеющих выраженный социально-экономический эффект;

на разработку и (или) внедрение в практическое здравоохранение новых и (или) ранее не применявшихся в Республике Беларусь методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, эффективных с точки зрения доказательной медицины;

на создание и функционирование школы передового опыта в организации и оказании медицинской помощи, существенно влияющей на естественное движение населения и показатели деятельности организаций здравоохранения;

2.4. в культуре:

на создание произведений художественной литературы, изобразительного, декоративно-прикладного, монументального, музыкального, театрального, хореографического, эстрадного, циркового и иных видов искусства, фильмов, проведение культурно-зрелищных мероприятий высокого творческого уровня, способствующих сохранению национальных духовных традиций и прогрессивному развитию белорусской культуры как неотъемлемой части мировой культуры;

на разработку и реализацию новаторских концепций проведения международных и республиканских фестивалей, конкурсов, выставок и других культурных мероприятий;

на создание новых экспозиций музеев;

на возрождение в современных условиях народных традиций, обычаев, обрядов, технологий изготовления изделий народных промыслов (ремесел) и их использование в практике работы организаций культуры, экскурсионной, туристической деятельности;

на сохранение, реставрацию, реконструкцию историко-культурных ценностей;

на подготовку участников международных и республиканских творческих конкурсов, фестивалей, выставок;

на реализацию новаторских проектов, направленных на пропаганду и популяризацию достижений белорусской культуры и искусства в Республике Беларусь и за рубежом.

  1. Получателями грантов могут быть участвующие в реализации научных исследований, инновационных проектов руководители и специалисты организаций, осуществляющих деятельность в науке, образовании, здравоохранении, культуре, которые:

являются гражданами Республики Беларусь либо иностранными гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь;

имеют значительные достижения в профессиональной деятельности в науке, образовании, здравоохранении, культуре за три года, предшествующие году предоставления гранта, подтвержденные актами внедрения, патентами на изобретения, публикациями, наградами международных и республиканских фестивалей, выставок, конкурсов, рецензиями и отзывами в средствах массовой информации и иными документами, свидетельствующими о достигнутом экономическом, социальном эффекте либо об общественном признании этих достижений.

Гранты могут предоставляться одному и тому же лицу неоднократно.

  1. Кандидаты на предоставление грантов из числа лиц, перечисленных в пункте 3 настоящего Положения, выдвигаются комиссиями организаций, в которых они работают, на основании материалов о профессиональной и научной деятельности кандидатов за последние три года. Состав указанных комиссий утверждается руководителями организаций.

Руководители организаций на основании решений комиссий до 1 сентября года, предшествующего году предоставления гранта, направляют в соответствии с подчиненностью в республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, либо в государственные органы, иные организации, подчиненные (подотчетные) непосредственно Президенту Республики Беларусь, в облисполкомы, Минский горисполком (далее – государственные органы и организации) следующие материалы:

заявку на предоставление гранта по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь;

протокол заседания комиссии о выдвижении кандидата на предоставление гранта;

справку-объективку кандидата на предоставление гранта и копию документа, удостоверяющего его личность;

характеристику кандидата на предоставление гранта с указанием профессиональных достижений за три года, предшествующие году предоставления гранта, и приложением копий подтверждающих документов;

рекомендации двух экспертов из числа авторитетных специалистов в соответствующей сфере деятельности, которые не являются работниками той же организации, что и кандидат на предоставление гранта.

Руководители организаций, не имеющих ведомственной подчиненности, до 15 сентября года, предшествующего году предоставления гранта, направляют материалы, предусмотренные в части второй настоящего пункта, в соответствии с осуществляемым ими видом деятельности в Национальную академию наук Беларуси, в Министерство образования, в Министерство здравоохранения, в Министерство культуры.

В случаях, когда выдвижение кандидата из числа руководителей и специалистов государственных органов и организаций на предоставление гранта осуществляется государственными органами и организациями, материалы, предусмотренные в части второй настоящего пункта, до 1 сентября года, предшествующего году предоставления гранта, оформляются этими государственными органами и организациями.

  1. Государственные органы и организации рассматривают представленные (оформленные) материалы и до 15 сентября года, предшествующего году предоставления гранта, направляют их и списки кандидатов, работающих в науке, Национальной академии наук Беларуси, в образовании, – Министерству образования, в здравоохранении, – Министерству здравоохранения, в культуре, – Министерству культуры.
  2. Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Национальная академия наук Беларуси на заседаниях своих коллегий (Президиума) принимают решения о выдвижении кандидатур для предоставления грантов на рассмотрение Республиканской комиссии по рассмотрению кандидатур, выдвигаемых для предоставления грантов Президента Республики Беларусь в науке, образовании, здравоохранении, культуре (далее – Республиканская комиссия), и до 15 октября года, предшествующего году предоставления гранта, в установленном порядке вносят в Республиканскую комиссию списки таких кандидатур с приложением материалов, предусмотренных в части второй пункта 4 настоящего Положения.
  3. Республиканская комиссия формируется из числа ведущих специалистов в науке, образовании, здравоохранении и культуре, а также руководителей и представителей республиканских органов государственного управления. Состав Республиканской комиссии подлежит ротации не менее чем на 50 процентов один раз в три года.

Заседание Республиканской комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее трех четвертей ее состава.

При необходимости Республиканская комиссия вправе привлекать в качестве экспертов специалистов государственных органов и организаций для предварительного рассмотрения материалов кандидатур на предоставление грантов.

Республиканская комиссия имеет право внести Президенту Республики Беларусь рекомендации о предоставлении меньшего количества грантов либо об отказе в их предоставлении.

По результатам рассмотрения списков кандидатур, внесенных в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения, Республиканская комиссия ежегодно до 1 ноября года, предшествующего году предоставления грантов, вносит в Совет Министров Республики Беларусь проект распоряжения Президента Республики Беларусь о предоставлении грантов.

Совет Министров Республики Беларусь после получения заключения Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь о кандидатурах претендентов на предоставление грантов ежегодно не позднее 15 декабря года, предшествующего году предоставления грантов, в установленном порядке вносит проект распоряжения Президента Республики Беларусь о предоставлении грантов.

Организационно-техническое обеспечение работы Республиканской комиссии осуществляет Аппарат Совета Министров Республики Беларусь.

  1. Гранты выплачиваются ежемесячно за счет средств резервного фонда Президента Республики Беларусь организациями по основному месту работы получателей грантов и не входят в состав их заработной платы.

В случае изменения лицом, которому предоставлен грант, места работы выплата гранта осуществляется по новому месту работы при условии продолжения этим лицом работы над научным исследованием (инновационным проектом), для реализации которого был предоставлен грант.

  1. Получатель гранта вправе отказаться от его получения в случае невозможности продолжения работы над научным исследованием (инновационным проектом) по уважительным причинам* путем подачи заявления в организацию по основному месту работы. При этом он предоставляет отчет о результатах научного исследования (инновационного проекта), достигнутых за период осуществления выплат по гранту, для его утверждения руководителем организации.
  2. Получатель гранта, реализовавший научное исследование (инновационный проект), в месячный срок по истечении года, в котором выплачивался грант, представляет отчет о результатах научного исследования (инновационного проекта), для выполнения которого был предоставлен грант, в организацию по основному месту работы для утверждения.

Отчет о результатах научного исследования (инновационного проекта), для выполнения которого был предоставлен грант, утверждается руководителем организации по основному месту работы получателя гранта.

  1. В случаях, когда отчеты, предусмотренные в пунктах 9 и 10 настоящего Положения, не утверждены руководителями организаций в связи с тем, что научные исследования (инновационные проекты) не были реализованы получателями грантов без уважительных причин, выплаченные получателям грантов средства подлежат возврату в республиканский бюджет в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
  2. Совет Министров Республики Беларусь ежегодно до 1 апреля года, следующего за годом предоставления грантов, докладывает Президенту Республики Беларусь о результатах научных исследований (инновационных проектов), для выполнения которых были предоставлены гранты.
свернуть

Рекомендации педагогам, работающим с одаренным ребенком

Принципы, которые разработал Джон Гауэн – один из самых больших авторитетов в области изучения творчества.
развернуть
  1. Создайте устную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, в которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.
  2. Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.
  3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».
  4. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество. 5. Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь будет и сам ценим другими.
  5. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.
  6. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими. Оно, пусть и не скоро, но придет.
  7. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны - терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.
  8. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного.
  9. Помогайте ребенка глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную (предсознательную) идею. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами и сделать ее понятной для окружающих.
  10. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
  11. Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
  12. Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избегать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Таким образом, он сможет стать конструктивным, скорее чем неконструктивным неконформистом. Чем шире мы открываем возможности для конструктивного творчества, тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном направлении.
свернуть

Диагностика детской одаренности. Основные варианты организации диагностического обследования. Методики диагностики одаренности для педагогов и родителей.

развернуть

Практическая диагностика детской одаренности  представляет собой чрезвычайно ответственный вид деятельности. Мнение диагноста, оценка им психического развития ребенка могут необратимо повлиять на условия его воспитания и обучения, на отношение к нему окружающих, изменить его самооценку, его отношение к ок­ружающим.

Для организации поиска и отбора одаренных детей чаще всего организуется поэтапная, или ступенчатая стра­тегия диагностики. Последовательная процедура принятия ре­шения в этом случае позволяет снизить опасность ошибок.

На первом этапе отбор осуществляется на основе широко­го спектра характеристик одаренности с помощью опросни­ков, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одаренности.  На втором этапе, а иногда и на последующих, используются все более точные и более специфические диагностические про­цедуры (в том числе и тесты), соответствующие целям отбора подходящих кандидатов для специальных программ обучения.

Более полное выявление одаренных возможно при органи­зации предварительного стимулирующего обучения: факуль­тативов, кружков, летних школ, в которых дети, интересую­щиеся какой-либо областью науки, искусства, техники, обсуж­дают различные проблемы, проводят небольшие исследования, разрабатывают проекты под руководством опытных педагогов и психологов. Это позволяет оценить потенциал тех детей, которые не имели возможности развить способности в своем социальном окружении. При такой организации отборочные процедуры следуют после стимулирующего обучения и учи­тывают также мнения экспертов, наблюдавших за детьми во время обучения.

При диагностике необходимо в максимальной степени ис­пользовать информацию, полученную от учителей, родителей, самого ребенка, данные разностороннего тестового обследо­вания, а главное − дополнять эти данные обследованием ре­бенка, чтобы выяснить не только наличный уровень развития познавательной и личностной сферы, но и его потенциальные возможности.

 С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.;

подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов и т. д.) При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;

оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);

преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности. Наблюдение. Беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и степени обучения.

При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, во внешкольной деятельности и т.п.); специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности. Однако, в любом случае, необходимо помнить о том, что  оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

В данных рекомендациях представлены методы первичной диагностики детской одаренности, а также методики, которые можно использовать при диагностике творческой детской  ода­ренности.

 

Основные варианты диагностического обследования

     По каким же признакам отличить обычного ребенка от гения? Выделяют три особенности одаренного ребенка:

1 . Опережающее познавательное развитие.

2. Психосоциальная чувствительность. Одаренные дети, в прочем, как и взрослые, обладают повышенным чувством справедливости, чувствительностью, зависимостью от радостей или переживаний окружающей действительности. Их психическое состояние и здоровье очень зыбко. Кто-то сказал, что грань между гением и сумасшедшим настолько тонка, что отличить одно от другого практически невозможно. Но это отнюдь не значит, что все, страдающие психическими расстройствами, уже гении.

3. Физические особенности. Существует несколько мнений на физические особенности одаренных людей:

  • одаренные дети по физическому развитию ничем не отличаются от своих сверстников;
  • одаренные дети сильнее, энергичнее, крепче, выносливее своих сверстников;
  • одаренные дети имеют патологии в развитии, что объясняется энергетическим метаболизмом: анализаторы, специфичный, для данного вида одаренности, рецептивный слой коры головного мозга должны получать очень большую энергию, именно поэтому происходит перераспределение энергетических ресурсов: на развитые участки много, на остальные гораздо меньше, может чему-то не достаться вовсе. 

Была разработана методика диагностики степени выраженности у ребенка различных видов одаренности. Утверждения, по которым оценивается ребенок, можно рассматривать и как программу его дальнейшего развития.     Остановимся подробнее лишь на художественных способностях. Ваш ребенок имеет высокий уровень художественно изобразительных способностей или одарен, если он:

  • не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
  • в своих рисунках или картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
  • серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
  • когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
  • стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;          не робеет высказать собственное мнение о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
  • Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. Как известно, существуют две точки зрения на одаренность, отсюда и диагностика: сторонники биологизаторского подхода считают, что одаренность – весьма редкое явление, и выявление такого ребенка подобно поиску крупиц золота; сторонники же социологизаторского подхода считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок, и нужно только вовремя заметить его способности и развить их.

Методики диагностики одаренности для педагогов и родителей

 

Ниже перечислены 10 сфер, в которых ребенок может прояв­лять свои таланты, и приведены их характеристики.

Дайте оцен­ку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребен­ку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше сред­ней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая.

Сумми­руйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») раздели­те на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем об­ластям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших пока­зателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком.              

Предлагаемые характеристики инте­ресов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и фи­зического развития. Известны случай, когда у одаренного ре­бенка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хо­чет иметь дело с техникой).                

Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одно­го ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук − если это детс­кий сад, если школа − родители, классный руководитель и не­сколько учителей по разным предметам.

  1. Интеллектуальная сфера
  2. Высокая познавательная активность, мобильность.
  3. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
  4. Устойчивость внимания.
  5. Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тра­тит много времени на повторение того, что нужно за­помнить.
  6. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
  7. Богатство активного словаря.
  8. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ас­социаций. Хорошо улавливает связь между одним собы­тием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
  9. Выраженная установка на творческое выполнение зада­ний.
  10. Развитость творческого мышления и воображения.
  • Владение основными компонентами умения учиться.

11 .Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.

  1. Возможность предвосхищения результата деятельности.
  2. Сфера академических достижении
  3. Богатый словарный запас, использование сложных син­таксических структур.
  4. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
  5. Повышенное внимание к явлениям природы, проведе­нию опытов.
  6. Демонстрация понимания причинно-следственных отно­шений.
  7. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
  8. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опе­режением своих сверстников на год - два.
  9. Хорошая «моторная» координация, особенно между зри­тельным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
  10. Чтение научно-популярной литературы доставляет боль­шее удовольствие, чем чтение художественной.
  11. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
  • Пытается выяснить причины и смысл событий.
  • Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
  • Любит обсуждать научные события, изобретения, час­то задумывается об этом.

Ш. Творчество

  1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
  2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
  3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
  4. Задает много вопросов по интересующему его предмету.
  5. Любит рисовать.
  6. Проявляет тонкое чувство юмора.
  7. Не боится быть таким, как все.
  8. Склонен к фантазиям, к игре.
  9. IV. Литературные сферы
  10. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  11. Придумывает что-то новое и необычное, когда расска­зывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  12. Придерживается только необходимых деталей в расска­зах о событиях, все несущественное отбрасывает, ос­тавляет главное, наиболее характерное.
  13. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  14. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их пе­реживания и чувства.
  15. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
  16. Любит писать рассказы или статьи.
  17. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.
  18. Артистическая сфера
  19. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
  20. Интересуется актерской игрой.
  21. Меняет тональность и выражения голоса, когда изобра­жает другого человека.
  22. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматичес­кую сцену.
  23. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
  24. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.
  25. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  26. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливает­ся» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
  27. VI. Музыкальная сфера
  28. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
  29. Хорошо поет.
  30. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
  31. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на кон­церт или туда, где можно слушать музыку.
  32. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
  33. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
  34. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
  35. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

VII. Техническая сфера

  1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
  2. Интересуется механизмами и машинами.
  3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
  4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
  5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит зага­дочные поломки.
  6. Любит рисовать чертежи механизмов.
  7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

VIII. Двигательная сфера

  1. Тонкость и точность моторики.
  2. Развитая двигательно-моторная координация.
  3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
  4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортив­ной игры.
  6. В свободное время любит ходить в походы, играть в под­вижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.).
  7. IX. Сфера художественных достижений
  8. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
  9. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
  10. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
  11. Серьезно относится к произведениям искусства. Стано­вится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хоро­шую картину, слышит музыку, видит необычную скуль­птуру, красиво и художественно выполненную вещь.
  12. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригиналь­ные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, от­крыток и т. д.).
  13. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, компо­зиции, в строительстве детских домиков на игровой пло­щадке, в работе с ножницами, клеем.
  14. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, со­здает композиции, имеющие художественное назначе­ние (украшение для дома, одежды и т. д.). Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выра­зить свои чувства и настроение,
  15. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
  • Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.
  1. Общение и лидерство
  2. Легко приспосабливается к новой ситуации.
  3. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
  4. Высокая общительность с окружающими.
  5. Стремится к доминированию среди сверстников.
  6. Сверстники обращаются за советом.

 

свернуть