Аттестация педагогических работников

Аттестация педагогических работников– это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения.

Основными принципами аттестации педагогических работников являются коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок.

Методическое обеспечение аттестации

https://www.academy.edu.by/index.php/ru/metodic/metod-attestat

Основные документы, регламентирующими порядок аттестации

развернуть
  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022.
  2. Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников с числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования). Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 г. № 101.
  • Изменения и дополнения:
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 марта 2014 г. № 20
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 ноября 2014 г. № 163
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 ноября 2015 г. № 131
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.05.2017 г. № 46

Аттестация проводится по инициативе педагогического работника или по инициативе руководителя организации системы образования.

  •  По инициативе педагогического работника проводится аттестация на присвоение квалификационной категории.
  •   По инициативе руководителя организации системы образования проводится аттестация на подтверждение квалификационной категории.

Обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:

  • соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
  • наличие стажа работы (кроме случая, предусмотренного пунктом 20 настоящей Инструкции) в соответствии с частями первой-четвертой пункта 19 настоящей Инструкции;
  • освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.

Обязательными условиями допуска для педагогических работников, претендующих на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме перечисленных в абзацах втором-четвертом части первой настоящего пункта, является наличие авторской методики преподавания учебного предмета или собственного опыта.

Претендовать на присвоение второй и первой квалификационной категории могут педагогические работники (кроме мастеров производственного обучения учреждений образования), имеющие стаж работы в должности, по которой аттестуются (далее – стаж работы), два года;  высшей, а также квалификационной категории «учитель-методист» – три года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории. В этот стаж учитывается время работы на должностях, которые были переименованы в установленном порядке.ч

свернуть

Документы, предоставляемые при аттестации

развернуть
  1. Заявление по установленной форме
  2. Копии свидетельства о повышении квалификации по профилю за последние 3 года.
  3. Выписка из протокола заседания квалификационной комиссии по приему квалификационного экзамена (для высшей категории)
свернуть

Изучение педагогической деятельности

развернуть

Квалификационные характеристики

«Должностные обязанности» - содержит основные функции, которые могут быть поручены работнику, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, а также программ изучения педагогической деятельности

-  «Должен знать» - содержит основные требования в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций и др. нормативных актов

-  «Квалификационные требования» - предусматривает уровень образования и стаж работы

В ходе аттестации оцениваются

- деятельность педагога за аттестационный период (2-3 года), для подтверждения категории за 5 лет.

- достижение результатов (учащихся и педагога);

- деловые, личностные качества педагога;

- возможности дальнейшего роста и обучения;

-  необходимость помощи, пути улучшения деятельности.

В ходе аттестации педагогом предоставляются

- Материалы учебного кабинета (план работы кабинета, план перспективного развития кабинета, материалы по систематизации)

- Самоанализ деятельности

- Разработки открытых учебных занятий, воспитательных мероприятий

- Самоанализ открытых мероприятий

- Материала по самообразованию или обобщение опыта

- Результаты психолого-педагогического анкетирования

свернуть

Основные этапы аттестации

развернуть
  1. Подготовительный этап.

- Избрание аттестационной комиссии

- Оформление приказа руководителя о персональном составе комиссии, доведение его до сведения педагогических работников.

- Оформление пакета документов по аттестации.

- Оформление выставочного стенда с материалами аттестации.

  1. Организационный этап.

- Подача заявлений в комиссию

- Рассмотрение заявлений аттестационной комиссией.

- Составление графика аттестации.

- Согласование графика прохождения аттестации с профсоюзным комитетом

- Издание приказа руководителя о проведении аттестации.

  1. Процессуальный (основной)

- Изучение педагогической деятельности в соответствии с Квалификационным справочником

- (собеседованиеанкетирование, тестирование, самооценка, оценка сотрудника руководителем, коллегами, наблюдение за педагогической деятельностью, анализ результатов, и т.д.).

- Подготовка аналитических материалов по результатам изучения деятельности.

- Сдача квалификационного экзамена, предоставление справки в аттестационную комиссию.

- Составление характеристики.

  1. Заключительный (итоговый) этап

- Проведение аттестационного собеседования.(сопоставление точек зрения на результаты деятельности, обсуждение дальнейших путей профессионального развития педагога)

-  Принятие решения (кроме решения предусмотренного Инструкцией даются рекомендации о повышении квалификации, об улучшении отдельных направлений деятельности, о постановке в резерв на руководящую должность и т.д.)

- Издание приказа руководителя по решению аттестационной комиссии.

- Внесение записи в трудовую книжку.

Квалификационный экзамен

Процедура проведения квалификационного экзамена при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории.

Документы, которые предоставляет педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист», подтверждение высшей квалификационной категории

Методические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение квалификационной категории «учитель-методист»

свернуть

Функциональные обязанности членов аттестационной комиссии

развернуть

1.Общие положения

1.1 В состав аттестационной комиссии входят:

директор школы или по его решению другое уполномоченное им лицо;

представитель профсоюзного комитета школы;

педагогические работники учреждения образования  I и высшей квалификационной категорий , которые не планируют проходить аттестацию в период полномочий аттестационной комиссии.

1.2 Аттестационная комиссия из числа членов комиссии выбирает:

председателя аттестационной комиссии;

заместителя председателя аттестационной комиссии;

секретаря аттестационной комиссии.

1.3 Для каждого члена аттестационной комиссии определяется круг его функциональных обязанностей.

 2. Обязанности председателя аттестационной комиссии

2.1 Председатель аттестационной комиссии руководит деятельностью аттестационной комиссии и обеспечивает выполнение поставленных задач, руководствуясь нормативными правовыми актами (Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), квалификационным справочником должностей служащих, занятых в образовании) и  локальными документами учреждения образования.

2.2 Председатель аттестационной комиссии выполняет следующие обязанности:

2.2.1    готовит проекты приказов по вопросам организации и проведения аттестации сотрудников школы;

2.2.2    вносит на рассмотрение педагогического совета предложения по ротации состава аттестационной комиссии, формирует списки кандидатов;

2.2.3    составляет план работы аттестационной комиссии, список педагогических работников, выходящих на аттестацию по плану в текущем году, график прохождения аттестации педагогами школы;

2.2.4    определяет  алгоритм  работы  аттестационной  комиссии  и осуществляет контроль соблюдения регламента работы комиссии;

2.2.5    распределяет обязанности между членами аттестационной комиссии;

2.2.6    утверждает состав экспертных групп при аттестации педагога-психолога, дефектолога, педагога социального, библиотекаря;

2.2.7    отвечает за качество оценки изучения профессиональной деятельности педагогических работников школы, подавших заявление на первую и вторую квалификационные категории;

2.2.8    консультирует членов аттестационной комиссии по различным вопросам в пределах своей компетенции, проводит инструктивно-информационные совещания;

2.2.9    проводит заседания аттестационной комиссии;

2.2.10  доводит до сведения претендентов на повышение квалификационной категории итоги аттестации;

2.2.11 контролирует соблюдение процедуры проведения аттестации и правильности оформления документации;

2.2.12  следит за правильностью и качеством оформления протоколов заседаний аттестационной комиссии;

2.2.13  в ходе аттестации может ходатайствовать перед аттестационной комиссией о присвоении второй или первой квалификационной категории педагогическим работникам школы;

2.2.14  представляет аттестационную комиссию на уровне города (посещение семинаров, совещаний, круглых столов, коллегий);

2.2.15 подводит итоги работы аттестационной комиссии школы.

3. Обязанности  заместителя  председателя аттестационной  комиссии

3.1 Заместитель председателя аттестационной комиссии в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами (Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), квалификационным справочником должностей служащих, занятых в образовании) и  локальными документами учреждения образования.

3.2 Заместитель председателя аттестационной комиссии выполняет следующие обязанности:

3.2.1    формирует пакет документов по аттестации педагогических работников (план работы аттестационной комиссии, графики, списки и т.д.);

3.2.2    знакомит сотрудников школы с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), разъясняет им требования нормативных документов;

3.2.3   знакомит аттестуемых с порядком проведения аттестационных процедур, графиком прохождения аттестации;

3.2.4   доводит приказы председателя аттестационной комиссии по вопросам организации и проведения аттестации до сотрудников школы;   

3.2.5   информирует аттестуемых об изменениях и дополнениях в документах, регулирующих проведение аттестации;

3.2.6    формирует состав экспертных групп при аттестации педагога-психолога, дефектолога, педагога социального, библиотекаря, проводит обучающие занятия с экспертными группами по вопросам аттестации;

3.2.7    консультирует членов экспертных групп по различным вопросам в пределах своей компетенции, проводит инструктивно-информационные совещания;

3.2.8   готовит заседания аттестационной комиссии;

3.2.9   организует работу с педагогическими работниками школы в межаттестационный период.

3.2.10  в период отсутствия председателя аттестационной комиссии выполняет его обязанности.

 4. Обязанности секретаря аттестационной комиссии

4.1Секретарь аттестационной комиссии в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами (Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), квалификационным справочником должностей служащих, занятых в образовании)  и  локальными документами учреждения образования.

4.2 Секретарь аттестационной комиссии выполняет следующие обязанности:

4.2.1    ведет разъяснительную работу по заполнению заявлений на первую, вторую или высшую  квалификационную категорию;

4.2.2    осуществляет прием и регистрацию заявлений от  аттестуемых;

4.2.3    ведет учет входящих и исходящих документов по аттестации;

4.2.4    обеспечивает явки членов комиссии и приглашает аттестуемых на заседания аттестационной комиссии;

4.2.5    ведет протоколы заседаний комиссии, оформляет документацию (журнал регистрации заявлений,  решения аттестационной комиссии и др.);

4.2.6    готовит ходатайства, выписки, решения из протоколов заседания аттестационной комиссии.

5. Обязанности членов аттестационной комиссии

5.1 Члены аттестационной комиссии в своей деятельности руководствуются нормативными правовыми актами (Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), квалификационным справочником должностей служащих, занятых в образовании)  и  локальными документами учреждения образования.

5.2  Члены аттестационной комиссии обязаны:

5.2.1  консультировать педагогических работников по вопросам аттестации;

5.2.2  проводить анализ представленных материалов на соответствие заявленной категории;

5.2.3  проявлять объективность при принятии аргументированных решений по итогам аттестации;

5.2.4  содействовать максимальной достоверности экспертизы, обеспечивать глубину и объективность экспертных оценок;

5.2.5 проявлять объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим работникам, защищать их права;

5.2.6  обеспечивать профессиональное обобщение итогов деятельности педагогических работников.

6. Работа аттестационной комиссии

6.1 Аттестационная комиссия организует свою работу на основании Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования).

6.2 Инструкция определяет:

6.2.1 состав аттестационной комиссии;

6.2.2 порядок проведения  аттестации педагогических работников системы образования

6.2.3 порядок проведения квалификационного экзамена;

6.2.4 критерии оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников;

6.2.5 документацию аттестационной комиссии.

свернуть